Артистические кругиВ 1903 году во время длительного пребывания на берегах Волги Кузмин, освободившись наконец от обуревавших его так долго сомнений, принимается писать сонеты и решает вернуться в Петербург, который уже больше не покинет, поглощенный деятельностью, литературной, театральной и музыкальной, и регулярным общением в артистических кругах.

Несомненно, найти следы кларизма в творчестве Кузмина после 1914 года нелегко. Тем не менее «прекрасная ясность» остается одним из главных устремлений художника. Но поскольку в то время она становится все более труднодостижимой, средства ее обнаружения постепенно меняются. Единство и гармония, исходящие от Вселенной, расположенной под знаками Аполлона и Эроса, заволакиваются дымкой, а потом и вовсе исчезают, оставляя поэту ностальгию о потерянном рае: «Я видел свет, его я вспоминаю», который механизм памяти впоследствии позволит обрести снова — так воспоминание станет для художника способом общения с прошлым, но особенно — общения со смертью и с потусторонним миром: «Но память зеркала хранит». Поэтическая вселенная Кузмина становится вселенной, которую открывает его лирический герой в своем философском путешествии, совершаемом им по «морю ночи», истинному нисхождению в ад: эта вселенная кажется сведенной к первоначальному хаосу: все в ней разрушено, расколото, рассыпано, превращено в обломки. Земля как обитаемая поверхность не существует. Остаются лишь бездны, бездны пространства и бездны воды, и движения, их одушевляющие. Смерть царит безраздельно в мире, где игра призрачностей отражается в бесконечности. Но в этом мире то и дело возникают трагические образы Диониса, искалеченного Титанами, Озириса, разрозненные части тела которого плавают на поверхности Нила, Орфея, растерзанного фракиянками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: