Большие оперыБольшие оперы пишет только Римский-Корсаков, не изменяя этому жанру до конца своей жизни, но проявляя с каждым очередным своим созданием достаточно новизны и свежести — в звукописи и импровизационной легкости «Сказки о царе Салтане» , в гармонических «пряностях» небольшой оперы-сказки «Кащей бессмертный» и, напротив, в усложненных суровых и архаичных гармониях «Сказания о невидимом граде Китеже» на легендарный сюжет из времен татарского ига. Последняя опера Римского-Корсакова «Золотой петушок» по сказке Пушкина — блестящая сатира, действо образов-масок, вызывающее ассоциации не только с сатирой пушкинского первоисточника, но и с Э. Т. А. Гофманом и ведущее к маскам еще не написанного Стравинским «Петрушки».

Другим следствием новых тенденций явился интерес у композиторов и слушателей к малым жанрам инструментальной музыки. Небольшие фортепианные пьесы, как это хорошо видно на примере Скрябина, становились удобной формой для поисков путей к обновлению языка и содержательности музыки. В каком-то смысле это обращение к малым жанрам аналогично процессам, происходившим в изобразительном искусстве и в литературе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: