Божественная поэмаВ 1904 году была закончена, а в последующие два года исполнена, сперва в Париже и затем в Петербурге, «Божественная поэма» — Третья симфония Скрябина. Она явилась концентрированным и наиболее удачным воплощением всех тех оригинальных скрябинских черт, которые формировались в его творчестве в течение предшествующего десятилетия, включая тяготение к универсальным философским концепциям, воплощаемым в музыке. Поэма-симфония состоит из трех исполняющихся без перерыва частей, названных Скрябиным «Luttes» , «Voluptes» и «Jeu divin» . Герметичная в своей законченности формула первых четырех тактов с завершающим трубным гласом пронизывает все мироздание симфонии. Из звуков этой формулы строятся и мелодические мотивы, и гармонические созвучия первой части, а трубный возглас, возникая в моменты кульминации и в «борьбе», и в «наслаждениях», и в «божественных играх», становится символом торжества всепобеждающего духа. «Дух, освобожденный, наконец, от всех уз… отдается возвышенной радости, свободной деятельности — "божественной игре"», — говорится в авторской программе. Симфония то в своих грандиозных оркестровых напластованиях, то в прозрачной чувственности солирующих инструментов, во всей утонченности и изысканности ее звучаний создает полную экспрессии картину «борений духа», возносящегося к высотам, наполненным ослепительным сиянием. Дух этот у Скрябина — не синоним «человека, лирического героя», какой предстает в музыке романтиков, а «дух-символ» — символ человека вообще, Человека, который призван исполнить предназначенную ему миссию. Миссия эта — возвыситься над бренным миром, и потому симфония приходит к грандиозному ликующему финалу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: