Цель перевоплощенияЕсли цель перевоплощения — преподать человеку многократный урок, то нужно донустить, что он причастен к вечности, ибо в противном случае повторный опыт был бы лишен смысла. Стихотворение «Душа и тело» не оставляет сомнений, что человек действительно сопричастен бессмертию. Сперва стихотворение выявляет резкую антитезу тела и души. Последняя презирает тело, рассматривая его как тюрьму внутри мировой тюрьмы. Тело, как и следовало ожидать, прекрасно приспособлено к миру пяти чувств. Тем не менее эти явные противники связаны воедино общей зависимостью от материального мира. Не только чувствительность, но и презрение, и горе делают человека несвободным. Подлинное «я» в стихотворении — это, как оказывается, не тело и не душа, но вечный дух, который переносит смерть после смерти и становится все более умудренным, проходя по ступеням бытия. Подлинное «я» человека подобно древу Игдразиль из исландской мифологии — такова мысль автора; оно стремится ввысь к божествам Сверхмира, и блаженство от возвращения в исконный дом воспринимается как награда за развитие и постижение запредельного.

Мотив трансцендентности имеет важное значение в поэзии Гумилева. Сперва он появляется в ницшеанской ауре, но оккультизм также играет свою роль, как в «Андрогине» . В этом стихотворении от мистического брака, лишенного низменных желаний, появляется на свет немыслимо дивное Бог-существо. Человеческое совершенство также явлено воображению в известном стихотворении «Шестое чувство» , в котором человеческий дух вопиет об «органе» для самовыражения. Возможно, именно обретение шестого чувства обозначит конец борьбы Адама здесь, на земле, и подготовит его к возвращению в рай, где он должен приобщиться к божественному Логосу. Постигнув Слово, которое было бы способно остановить движение солнца, Адам смог бы найти в себе силы, чтобы «расширить скудные пределы естества»; он сумел бы преобразовать природу в нечто такое, что «дух может принять» . Очевидно, «второй Адам» призван стать помощником Бога. Не столько называющим уже сотворенные объекты, сколько собирающим Богом «разбросанные семена», или искры творящего Духа. Он призван слить эти искры в единый огонь, который мог бы снова превратить землю в «звезду».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: