Черный квадратВ эскизах к «Победе на солнце» впервые появляется «черный квадрат». Этот «зародыш всех возможностей» приведет в 1915 году к «Супрематизму в живописи». На картинах 191 3— 1914 годов пространство заполняется четырехугольными фигурами. Но в это время верх берет «алогизм». «Алогизм» — это другое название для «зауми», так Малевич называл свои произведения в 1912 году. В письме Матюшину в начале 1913 года он писал: «Мы дошли до отвержения разума, но отвергли мы разум в силу того, что в нас зародился другой, который в сравнении с отвергнутым нами может быть назван Заумным, у которого тоже есть закон и конструкция и смысл, и только познав его, у нас будут работы основаны на законе истинно новом, Заумном» .

Поэтическая практика «зауми» Хлебникова и теоретические пояснения Крученых по поводу сведения слова к букве-звуку сыграли определенную роль в переходе, который Малевич осуществляет в своей живописи, к одному цвету, и прежде всего к черному и белому, то есть к абсорбции и диффузии цветовой гаммы: «Будучи современником зарождающегося формализма, Малевич испытал его глубокое влияние. Так Белое на белом вытекает из стремления к Цвету как таковому, что аналогично Слову как таковому у Хлебникова, ставшему у Якобсона Звуком как таковым… К этому добавляется проблема фактуры — живопись рассматривается с точки зрения материального своеобразия… Но определяющим в деятельности Малевича является основное требование формализма: сведение к минимальным единицам».

Однако, хотя это «формалистское» движение сыграло важную роль в эволюции живописи Малевича, его философские размышления привели его к утверждению о том, что искусство не является более или менее рафинированной кухней, где материалам придается какая-либо форма, его целью является введение в живопись беспредметного, неизобразительного бытия, потребность в котором, если она осознана, приводит к полному изменению жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: