Чеховские рассказыВсе чеховские рассказы подводят только к порогу этих исканий, и поэтому можно сказать, что для чеховского человека, конкретного героя, настоящее — всего лишь поиски настоящего и, разумеется, предварительное открытие ненастоящего. Сам Чехов разъясняет эту существенную сторону своей философии: в письме к Плещееву от 9 апреля 1889 года, говоря о работе над романом, от которого ничего не осталось и относительно которого выдвигались самые разные гипотезы, Чехов заявляет, что хочет показать, насколько «жизнь отклоняется от нормы». Но сразу же добавляет: «Норма мне неизвестна, как неизвестна никому из нас. Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь — мы не знаем. Буду держаться той рамки, которая ближе сердцу и уже испытана людьми посильнее и умнее меня. Рамка эта — абсолютная свобода человека, свобода от насилия, от предрассудхов, невежества, черта, свобода от страстей и проч.» .

Идеал Чехова, «точка зрения» его повествования, — это абсолютная духовная свобода, одновременно классическая и христианская, освобождение от всякого порабощения, которое он познал, так же как и его герои. Негативное знание и негативная свобода превращаются в позитивность, то есть поиск, стремление, неуспокоенность, равно как постоянный отказ от всего того, что ограничивает и отрицает эту негативную позитивность. Чеховский герой от иллюзии приходит к разочарованию, хотя бы и расплачиваясь отчаянием за свое открытие-прозрение, и из замкнутого пространства стремится к внутренней открытости, избрав свободный и рискованный путь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: