Чеховские спектаклиС тех пор репертуар МХТ не обходился без чеховских спектаклей, без ежегодной углубленной работы над чеховской драматургией, будь то ввод новых исполнителей, возобновление спектакля в изменившихся условиях или совершенно новая постановка. Чеховские спектакли оставались лабораторией актерского «искусства переживания» и режиссерского проникновения в жизнь и в поэзию до тех пор, пока этот театр оставался живым творческим организмом — на протяжении почти полу — столетия: от премьеры «Чайки» до последней завершенной и совершенной режиссерской работы Немировича — Данченко — спектакля «Три сестры», выпущенного накануне второй мировой войны, но пережившего и войну, и своего создателя. В этом спектакле его 80-летний режиссер видел «не реставрацию «Трех сестер», а новую постановку» , которая не повторяла бы первую, но захватила бы актеров «мечтой о поэте Чехове», об укрупненных сценических образах его драматургии.

«Чайка» — это не пьеса о «быте» литературной и театральной «среды» 80—90-х годов. Это пьеса о кризисе искусства, художественного сознания. Этот кризис порождает драматизм судеб, причастных к литературе и театру, разрывая души и вывихивая творческое сознание героев «Чайки». Кризис художественного сознания как бы погружен в атмосферу еще более общего неблагополучия: общей кризисности жизни. «Пять пудов любви», о которых Чехов писал в связи с «Чайкой», — любви во всех случаях неразделенной, несчастливой или опошленной — 24-939порождают еще более глубокое драматическое взаимодействие «неудавшихся судеб», обнажая трагикомическое бессилие персонажей, их неспособность выйти из кризиса. «Любовные эти неудачи, одна с другой бок о бок, говорят о некоей общей неудаче человеческого существования, о неудаче эпохальной, о печальном миросостоянии, о кризисе, в котором находится современный мир», — писал об этом Н. Я. Берковский. Такую драматическую структуру, до Чехова не существовавшую, можно было бы назвать «полифонической драмой», настолько «голоса» внутренней жизни героев одновременно и нераздельны, и неслиянны. Их души и судьба их душ развертывают на наших глазах «незавершимый» диалог своей внутренней жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: