Драматическое действиеДраматическое действие второй половины пьесы, где преобладают мотивы карнавальности, всеобщей превратности и зыбкости бытия, вообще необъяснимо вне сценической реализации мыслимого. Как дурацкая экзальтация Мистиков видит в Коломбине аллегорию Смерта, так в дальнейшем «только больное и дурацкое воображение Пьеро» превратило ее же в «картонную невесту». Душевная раздвоенность лирического героя раскалывает и объект его любви на картонную куклу и зеленую звезду. Утратившая цельность и действенность человеческая личность не в состоянии остановить дальнейшее свое раздробление, порождая вереницы «назойливых и призрачных двойников». Три пары масок и маленький Паяц, истекающий клюквенным соком ; Арлекин, мечтающий «широко вздохнуть и выйти в мир!», но проваливающийся «вверх ногами в пустоту», потому что «даль, видимая в окне, оказалась нарисованной на бумаге», — все это карнавальное действо лишь та «драматическая форма», которая была найдена поэтом для иронического самоанализа современной души. Но как раз через драматическое осмысление — через эту «карнавализацию» — и преодолевается эстетически декадентская расщепленность целостной личности и целостного мира. Об этом Блок писал Мейерхольду после одной из генеральных репетиций «Балаганчика»: «…всякий балаган, в том числе и мой, стремится стать Тараном, пробить брешь в мертвечине… в объятиях шута и балаганчика старый мир похорошеет, станет молодым, и глаза его станут прозрачными, без дна».

В какой мере и степени драматургическое новаторство Блока было понято Мейерхольдом и повлияло на его режиссерское становление? Сам он писал об этом в книге «О театре»: «Первый толчок к определению путей моего искусства дан был, однако, счастливой выдумкой планов к чудесному «Балаганчику» А. Блока». Тем самым он относит все предшествующее к предыстории своей творческой самостоятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: