Духовная культураСледующая пьеса Горького, «Дачники», была отвергнута Немировичем-Данченко, и с полным основанием. Здесь предвзятая тенденция совершенно подмяла чутье драматурга: пьеса исполнена злобной неприязни к интеллигенции, если она не готова подчинить свою жизнедеятельность освободительной борьбе, как ее понимал тогда Горький. МХТ не был готов к такому подчинению искусства политике. Это не было позицией «искусства для искусства»: высокие просветительные и общественно-исторические задачи театра и Станиславский, и Немирович-Данченко всегда имели в виду. Но оба они были убеждены, что только в своем Художественном качестве искусство может служить развитию духовной культуры. Такой взгляд был достаточно ясен, но вовсе не легок. Он ставил перед жесткими коллизиями театральную практику. Так, несколько позднее возникла необходимость выбора между художественностью и общедоступностью, продиктованная не только практическими деловыми соображениями, но и уровнем восприятия, характером театральных запросов сугубо демократического зрителя.

Театр был заинтересован в сотрудничестве с Горьким-драматургом, и Немирович-Данченко пытался повлиять на него с помощью той же «прямоты и искренности», которые так восхищали писателя всего три года назад. Он написал громадное, величиной в большую журнальную статью, письмо-рецензию, предлагая конструктивные пути переделки неудавшейся пьесы, но получил от Горького в ответ, после нескольких месяцев оттяжки, грубо-пренебрежительный отказ в сотрудничестве, вполне в духе его «положительного героя» Нила. Тем не менее по крайней мере двумя замечаниями Немировича-Данченко он воспользовался в следующей своей пьесе, «Дети солнца». Главная мысль письма-«реферата» в том, что озлобление против интеллигенции — чувство не творческое и в нем главная причина художественной неудачи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: