Духовный обликНаряду с Леонтьевым следует упомянуть еще одного критика, по оригинальности и проницательности анализа стоящего, правда, ступенью ниже, но, как и он, отражающего новый подход к литературе, свободный от программного теоретизирования: это Сергей Андреевский, бывший судья, затем адвокат, а также поэт и литературный критик. В своих статьях, посвященных Баратынскому, Достоевскому, Гаршину, Некрасову, Лермонтову и Толстому, он прежде всего ставил себе задачей, как пишет Семен Венгеров, определить «духовный облик разбираемого писателя», в противоположность публицистической радикальной критике. Так, Андреевский реабилитировал Баратынского, оспорив Белинского, который недооценил значение этого поэта. Однако самая важная его статья, посвященная «Братьям Карамазовым», представляет собой одну из первых попыток прочесть Достоевского вне узких схем того времени и признает универсальное значение этого писателя. По мнению Андреевского, автор «Карамазовых» создал «произведение, внутренняя поэзия которого почти сглаживает в нем колорит моды и клеймо времени, и мы даже не в состоянии представить себе эпохи, когда бы «Братья Карамазовы» утратили свой психологический и художественный интерес» — так глубока «философско-драматическая» сила этого романа, который Андреевский называет «поэмой», приравнивая его к искусству Шекспира. Здесь Андреевский предвосхитил тот «культ» Достоевского, который спустя некоторое время с книгами Розанова и Мережковского ворвется в русскую критику и, пройдя через весь символистский период, окончательно утвердит в России универсальную фигуру автора «Преступления и наказания». Показательно, что впервые по-новому Достоевский был воспринят поэтом, потому что главным образом через Достоевского в русской литературе конца XIX — начала XX века рождаются новые отношения между прозой и поэзией: относительная пауза в поэзии и относительная гегемония романа в середине века не просто сменились в конце века новым лирическим расцветом, но лирика обогатилась всеми открытиями и импульсами великого русского романа, и при этом возникла новая проза, проникнутая духом современной поэзии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: