Египетские губНо обмануть удалось даже такого тонкого критика и поэта, как Иннокентий Анненский; в своем последнем очерке, опубликованном уже посмертно, он отдал дань восхищения «улыбающейся мученице», у которой «итальяно-испано-французское имя»: «Пусть она — даже мираж, мною выдуманный, я боюсь этой инфанты, этого папоротника, этой черной склоненной фигуры около исповедальни, откуда маленькое ухо, розовея, внемлет шепоту египетских губ».

Волошин мог торжествовать: он подорвал символизм, да и вообще декадентство, нанеся ему чувствительный удар. Двойная пародия — случай редчайший. Двойная, потому что уже стихи мнимой Черубины де Габриак, равно как весь ее облик «улыбающейся мученицы», были пародийны; а ведь Елизавета Димитриева еще и пародировала эти пародии, издеваясь над легковерием «аполлоновцев». В 1909 году символизм близился к концу; годом позже он вступил в тяжелый кризис. Понятно, что символисты отвергли Волошина и обрекли его на одиночество. Как раз в 1909 году вышел в свет его первый сборник «Стихотворения», который символисты встретили лукавыми похвалами, значившими осуждение; они писали о формальном блеске и внутренней пустоте. Так, Вячеслав Иванов, для виду восхищаясь дарованием Волошина, замечал: «Изумительные синтетические копии; но недостает прекрасных оригиналов».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: