Философия искусстваПосле Третьей симфонии Скрябин начинает продолжавшуюся до конца его творчества череду попыток по реализации родившегося у него гигантского творческого замысла. Взятый в контексте задач и философии искусства в целом, замысел Скрябина не может не впечатлять своей всеобъемлющей концепцией, связанной с утверждением в мире таких понятий, как всеобщее единение, раскрепощенный дух, творческое созидание, красота и добро. Скрябин пришел к мысли о «Мистерии» — всемирном действе всего человечества, которое, достигнув посредством этого акта полного духовного преображения, вступит в эру иного, возвышенного существования, «Мистерия» представлялась Скрябину как синтетическое слияние музыкальных, поэтических, танцевальных и многих иных эмоционально действующих средств, в том числе и таких, как ароматы, «прикосновения», «шепоты» и шумы, «подвижная архитектура», картины заката и звездной ночи в Индии, где на берегу озера воздвигнут увенчанный куполом храм… Вынашивая идею «Мистерии», Скрябин со временем все более осознает, насколько трудно ее реальное воплощение, и обращается к сочинению более простой композиции, названной им «Предварительное действо». В последние два года жизни он пишет поэтические тексты к нему и демонстрирует своему окружению фрагменты музыки, которая осталась незаписанной из-за внезапной болезни и смерти композитора.

С «Мистерией» косвенно, как отражение ее идей и образов, так или иначе связаны все произведения Скрябина последних двух периодов его творчества. Оркестровая «Поэма экстаза» по замыслу, который изложен композитором в стихотворных текстах, схожа с Третьей симфонией, но еще более экзальтированна, ее огромный оркестр, включающий сверхувеличенную медную группу и орган, достигает необычайной мощи, величия и утверждающей силы того же «Я есмь», пришедшего к космическому торжеству через темы «тревоги», «томления», «ужасов», «протеста», «воли». Написанные в 1907— 1914 годах пять одночастных сонат и поэмы для фортепиано несут в себе те же экстатические состояния, и названия некоторых из них прямо говорят об их образности: «Окрыленная поэма», «Поэма томления».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: