Фон кризисаИскания Хлебникова в области языка происходят на фоне кризиса, в котором в начале XX века оказываются, как в России, так и в Западной Европе, не только традиционные эстетические и этические ценности, но также сфера науки и политики. Кризис общества, «кризис стихов»: мутация, которую претерпел поэтический язык в первое десятилетие века, есть лишь прообраз обширной идеологической мутации, которая завершилась революциями 1917 года. При всеобщем разрушении форм изобразительное искусство становится моделью для поэзии: отныне сам материал диктует собственные законы форме, а искусство раскрывает внутренние возможности материала, освобожденного от малейшего подчинения каким-либо внешним реалиям. В поэтическом искусстве освобожденное слово могло разрастаться пышными соцветиями «самовитости», ставшей ключевым словом в программах и манифестах футуристов: «Слово развивалось как таковое». В условиях этого смещения перспективы перед поэзией открывались два пути: или замораживать язык молчанием — решение, убийственное для судеб поэзии, — или урезать его путем отсечения рационального подхода к значению слова. Эта вторая тенденция так удачно прижилась в русском футуризме, вмещавшем в себя разные течения, что стала его отличительной чертой; называется она «заумью» или «заумным языком».

One thought on “Фон кризиса

  1. SmolUrist сказал:

    Плач о погубленном реформами сельском хозяйстве давно стал привычен. К середине 90-х оно оказалось на дне кризиса. Коллективные хозяйства сократили производство почти на две трети. Доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте упала более чем в два раза. Стало очевидно, что большинство бывших колхозов и совхозов, привыкших к госдотациям и госзаказу, не вписались в рынок. Есть ли надежда на выход из кризиса, и каки 8 м он видится?

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: