Голос из космосаВ заключительном эпизоде участвует хор, вокализирующий без слов. В составе инструментов — фортепиано, чья партия звучит как некий выделенный «голос из космоса». Музыкальная ткань «Прометея», при всей звуковой мощи оркестра, уникальна по своей изысканной утонченности, она как бы полнится бликами света и то рассыпается искрами, то пылает пламенем. В партитуре, изложение которой требует иногда записи в 45 строк, первая отведена «Luce» — «партии света». Скрябин выписал на этой строке нотные знаки, которые означают не звуковые, а цветовые последовательности и сочетания, реализуемые, по замыслу автора, специальным аппаратом с управлением клавишного типа. Начиная с 1915 года с большим или меньшим успехом применялись самые разнообразные способы исполнения партии 31-939«Luce», но до сих пор ни одну из них нельзя признать достаточно удачной. Так или иначе, Скрябин остается одним из пионеров, прокладывавших пути к синтезу музыки и цвета — к реализации идеи, истоки которой ведут к Пифагору. Идея эта принадлежит к богатому кругу художественных идей, которые объединяют музыкальный символизм Скрябина с символизмом в литературе, в театре, в изобразительном искусстве. И если одним из постулатов символизма являлось утверждение первенства музыки среди искусств благодаря более явственной символистичности музыкального языка, то можно утверждать, что символизм вообще, как стиль, как идея, как эпоха в искусстве, выразил себя наиболее полно и наиболее адекватно своим собственным представлениям о себе именно в творчестве Скрябина.

Внутренняя связь музыки с другими видами искусства проявилась в поразительном творчестве работавшего в Варшаве, Вильнюсе и Петербурге литовского художника и композитора М. К. Чюрлёниса, автора живописных «Сонат», «Прелюдов» и «Фуг», множества небольших фортепианных миниатюр, симфонических поэм «В лесу» и «Море». Его гений в живописи опередил абстракционизм Кандинского, в музыке же он оставил примеры техники, предвосхищающей Шёнберга. Сближение музыки и поэзии можно найти в творчестве Андрея Белого, написавшего четыре поэтические «Симфонии», «музыкальное» как некую высшую идею своей поэзии исповедовал Александр Блок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: