Императрица ФеодораИмператрица Феодора олицетворяет все, что изнутри мешает человеку достичь духовного совершенства, а именно личное честолюбие, мелкое тщеславие и ту ловкость, которая сопри — частна миру «числ» . Она персонифицирует скорее скрытый изъян, присущий всем героям трагедии, нежели какого-то внешнего врага. Отравленная туника, упомянутая в заглавии, подразумевает роскошный, но вероломный дар Императора; этот символический дар составляет часть образной системы Гумилева, ставящей любовь в один ряд с ядом и огнем. В пьесе «Дитя Аллаха» поэт Хафиз — еще один адамический художник. Он постигает волшебство Вселенной, живет в гармонии с природой и удостаивается небесной любви, подобно Адаму, который еще не успел пасть. Каждая пьеса выдержана в определенном настроении: «Гондла» насыщена мистической тоской по иному, «Отравленная туника» — трагической иронией, а «Дитя Аллаха» — ощущением чудесных возможностей жизни.

В последних стихотворных сборниках и поздних драмах поэт почти неизменно сочетает самобытность экзистенциального зрения с высокой экспрессивной техникой. Стилистические сбои случаются лишь в любовной поэзии, в которой поэт и прежде нередко терпел неудачу. Эти характерные погрешности стиля могут проиллюстрировать гумилевскую склонность к напыщенности: «Счастье, шаг твой благосклонный / Не всегда проходит мимо: / Звонче, лютни серафима, / Ты и в трубке телефонной!» .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: