Историко-культурный методМожно предположить, что историко-культурный метод был, хотя и косвенно, усилен возникшей в это время в России литературной критикой марксистского направления. Из этой школы вышли многие университетские критики, которые еще до 1914 года причисляли себя к марксистам. Кроме того, между изучением исторической «среды» и некоторыми сторонами плехановского социализма сходство априори очень вероятно.

По его мнению, наши эстетические впечатления являются в каком-то смысле продуктом психических изменений, сопровождающихся приливом энергии. Именно они лежат в основе нашего ощущения удовольствия в момент, когда наши чувства находятся в состоянии «игры». В этом и заключается своеобразие искусства и эстетического удовольствия. Хотя эта биологическая концепция искусства и не привела к решению проблемы марксистской эстетики, в ней была сделана попытка целостного анализа художественных явлений, тогда как два последовательных критических действия Плеханова заключали в себе опасность их расчленения. В самом деле, два последовательных этапа в критической работе, необходимые по мнению Плеханова, приводят к полному отрыву содержания произведения от его формы и препятствуют органическому и глобальному анализу. Велика опасность того, что «действие I» отодвинет на второй план «действие II» или вообще вытеснит его. В каком-то смысле именно это и произошло с марксистской критикой, опиравшейся в той или иной степени на работы Плеханова. Назовем лишь несколько представителей дореволюционного «университетского марксизма». Это Петр Коган, Владимир Фриче, Владимир Шулятиков. В своих работах они нередко ограничиваются классификацией произведений и авторов, в основе которой лежат более или менее адекватные общественно-экономические категории. Среди последователей Плеханова надо упомянуть также Валериана Переверзева, основная часть деятельности которого приходится на послереволюционный период.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: