История русского театраВера Федоровна Комиссаржевская составила целую эпоху в истории русского театра. Ее уникальный по одухотворенности талант был стихийным — вне всякой «системы» или теории — осуществлением того, к чему стремились и чего не могли найти все направления режиссерского театра: современного стиля актерского искусства, отвечающего духу времени и художественным открытиям новой драмы. И как раз в силу уникальности дарования ее искусство не поддавалось ни подражанию и преемственности, ни какой бы то ни было «системе». В русском театре Серебряного века она была вершиной, «по необходимости уединенной», как А. Блок в русской поэзии. Ее влияние на молодую режиссуру следующего поколения было чрезвычайно велико, но оно не было узкопрофессиональным, так как оказывалось не на «приемы» и «формы», а на общий духовный уровень и душевный склад молодежи, в особенности театральной.

Мейерхольд 1906—1907 годов был слишком поглощен пафосом личного самоутверждения, оглушен потоком собственных мыслей и замыслов, чтобы почувствовать значение и масштаб явления. А направление его чисто постановочных художественных исканий, связанных с мечтой о примитивизме марионеток в актерском исполнении, делало его совместную работу с Комиссаржевской малоперспективной. Из всех традиций МХТ он явственнее и раньше всего порвал с тем вдумчивым проникновением в индивидуальность и скрытые творческие потенции каждого актера, которые были заложены в режиссерском искусстве Немировича-Данченко. С точки зрения Мейерхольда, актер должен был только максимально «вовлекаться» в режиссерский замысел и «вписываться» в общее постановочное решение — в зримый образ спектакля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: