Итальянский футуризмСтихотворение Крученых интересно сопоставить с итальянским футуризмом и в другом аспекте. Оно может рассматриваться как иллюстрация идеи, гласящей, что конечная цель искусства — раствориться в жизни, или, как сказал Соффици: «Последний шедевр искусства — его саморазрушение». В стихотворении Крученых мы видим постепенное сжатие звуковой структуры: от энергичных и сложных сочетаний в первой строке до простых однофонемных звуков в последней. Производит впечатление текст, который саморазрушается и доходит в последней строке до слияния своей звуковой структуры с простыми звуками будничной жизни. Звук «р» может быть истолкован в данном случае как рев двигателей, свистящее «эс» — как символ парового свистка, этих двух общеизвестных звуков-символов в итальянском футуризме.

Стихотворение «Дыр бул щил» демонстрирует, таким образом, ту особую смесь художественных идей, где есть элементы итальянского футуризма и оригинальных русских экспериментов с поэтическим языком. После публикации стихотворения Крученых раз — верпул бурную деятельность, выпуская новые образчики своего «заумного языка». Он выступил также как один из ведущих теоретиков футуризма. Он не только подписал вместе с другими футуристами первый манифест, «Пощечина общественному вкусу» и «Новые принципы творчества» в сборнике «Садок судей II» , но и написал две знаменитые статьи от собственного лица. Их можно рассматривать как двойников итальянского «технического манифеста», сфокусированных на проблеме звукописи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: