Итог русского исторического и культурного развитияТакой итог русского исторического и культурного развития нельзя недооценивать при изучении конечной фазы этого развития, то есть культуры и литературы XX века, и в частности того fin de sifccle, который явился началом этого периода. В те почти двадцать пять лет жизни русской литературы после «классического» периода ее расцвета и до того, как она превратилась в «советскую», споры и противоречия в общественной жизни, о которых говорилось выше, лежали в основе духовных поисков во всех областях, от сугубо литературной до остальных, тесно с нею связанных: художественной, философской, религиозной. Главной задачей этих многообразных и в то же время единых интеллектуальных поисков было, как сказано выше, прояснить отношение новой литературы и новой культуры, во-первых, к богатому литературному и культурному прошлому, во-вторых, к западноевропейским культурным и литературным тенденциям. Поэтому новый период русской литературы на рубеже двух веков открывается проблемой «наследства». Для тех, кто ставил эту проблему, она была далеко не абстрактной, наоборот, переживалась очень остро, так как преодоление народнического «наследства» для многих было фактом автобиографическим, поэтому для них вопрос стоял о переходе от одного периода их духовного развития к другому. Так было с первым провозвестником нового направления в русской литературе — Дмитрием Мережковским, ранние стихи которого проникнуты гражданскими идеалами позднего народничества, причем этот источник творчества Мережковского никогда не иссякнет. Так же было с другой значительной фигурой русского декадентства — Николаем Минским, который начинал под знаменем «гражданственности» и даже выступил в «Земле и Воле» со стихами, вдохновившими Илью Репина на его знаменитую картину, но затем одним из первых занялся поисками новых путей и первым открыто порвал со старым политическим радикализмом, написав статью «Старинный спор», в 1884 году появившуюся в киевской газете «Заря» : в этой статье, наделавшей в свое время шуму, Минский во имя автономии искусства и свободы художника объявлял войну утилитаризму 60-х годов, превративших поэзию в служанку политики. Даже у Минского, заметим попутно, последующее декадентство не перечеркнуло юношескую революционность, ив 1905 году этот поэт станет участником немаловажного эпизода: он сотрудничает, хотя и несистематически, с большевиками в газете «Новая жизнь», в которой, кстати, Ленин опубликовал статью «Партийная организация и партийная литература».

При поддержке сайтов: http://tiger-asset.com и http://oskol-sait.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: