Издательское делоНеобычайным расцветом издательского дела Россия, бесспорно, не в последнюю очередь обязана обилию и разнообразию издательств. Старое издательство «Сирин» по-прежнему главенствует на рынке благодаря дешевым переизданиям русских классиков, выпуску энциклопедий и многочисленных самоучителей. Второе место занимает пользующееся доброй славой издательство братьев Сабашниковых, создавшее серии «Памятники мировой литературы» и «Русские Пропилеи» и привлекшее к сотрудничеству многих литераторов из символистских и неославянофильских кругов, а также Корнелия Зелинского и Бунина. Из других крупных издателей назовем М. Вольфа, А. Маркса, П. Сойкина. Затем на сцепу выходит новое, «символистское» поколение издателей: С. Поляков, сын купца-мультимиллионера, математик и переводчик скандинавской литературы, открывает в 1898 году издательство «Скорпион»; присяжный поверенный С. Соколов, публиковавший свои стихи под псевдонимом С. Кречетов, основывает в 1903 году издательство «Гриф». Эти издатели — не столько сами капиталисты, сколько сыновья капиталистов, посвятившие себя искусству. Отметим также роль капиталиста Н. П. Рябушинского, одного из семерых братьев Рябушинских, и М. К. Морозову, невестку родоначальника династии купцов Морозовых. Она финансировала издательство «Мусагет» , а также философский журнал «Путь». Эти новые предприятия носили более элитарный характер, чем старые издательства; они покровительствовали новому искусству, переводам европейского авангарда и предоставляли писателям массу возможностей для литературного труда; назовем, в частности, переводы или вступительные статьи к стихам «забытых» поэтов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: