Классическая русская поэзияТаким образом, стихотворение читалось как вызов классической русской поэзии: не только с семантической, но и фонетической точки зрения. Вместо мелодической инструментовки романтиков и символистов, чья поэзия основана на аллитерациях и чередовании гласных звуков, в этом стихотворении сталкивались грубые созвучия согласных. В то время как современная русская поэзия была тесно связана с европейской литературой, это стихотворение указывало на совершенно иное наследие: примитивное, азиатское, татарское прошлое России. «Мы должны признать свое азиатство и избавиться от нашего европейского ярма», — заявил один из молодых футуристов.

Когда Крученых опубликовал свое стихотворение «Дыр бул щил», европейским футуристам уже были известны «Технический манифест футуристской литературы» Маринетти и сборник «I poeti futuristi». Возможно, стихотворение подразумевало обращенность к «абстрактной ономатопее» итальянских футуристов, например Альдо Палаццески и его «Е lasciatemi divertire». Вместо их, как говорил Крученых, «бесконечного ра-та-та, ра-та-та» стихотворение являло собой краткий образец отработанной звуковой поэзии, вызывающей подлинно русские ассоциации. Термин «заумь» предполагал существование поэзии «за гранью разума». Однако она не подчинялась обязательному требованию быть «бессмысленной» или «непонятной». Идея состояла скорее в том, чтобы создать знаковую систему, которая соотносилась бы не только с «разумом», но и другими духовными факторами. Крученых делал акцент на «наибольшую выразительность», видя в ней цель нового поэтического языка; но он указывал также на важность развития «высшей интуиции». Уже в «Техническом манифесте» Маринетти говорилось о пробуждении «той божественной интуиции, которая есть отличительный дар латинской расы»; а Арденджо Соффици выступал за культивирование новой «сверхвосприимчивости» у поэта и читателя’. Интуиция должна помочь поэту находить аналогии между объектами, которые не могут быть сопоставлены посредством логики и здравого смысла. Она также дает, как думал Крученых, «свободу творческой фантазии, не оскорбляя ее ничем конкретным».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: