Концепция реализмаКонцепция реализма как трезвого изображения повседневной действительности в адекватных ей формах, традиционная для русской словесности социальная проблематика, популизм, морализм, учительство воспринимаются как пережиток прошлого и становятся достоянием эпигонов. Реалистические средства кажутся исчерпанными. Проза будто вытеснена на периферию литературы. Читать традиционную прозу «скучно». Куда интереснее слушать завывания поэтов и погружаться в звенящую и завораживающую атмосферу импрессионистских пьес. Внутри самой поэзии переживают упадок эпические жанры — поэма и баллада. Попытки крупных поэтических «полотен» терпят крах даже у крупнейших поэтов.

Но затем напор лирической стихии ослабевает. После 1910 года начинается отлив. Появление на сцене акмеизма подготавливает почву для реабилитации психологической прозы. Достигает расцвета дарование Бунина — единственного прозаика эпохи, способного выдержать сравнение с прозой золотого века. Выходят лучшие вещи Максима Горького и Александра Куприна, писателей-эпигонов, героически преодолевающих свое эпигонство. Начинает печататься «Петербург» Белого, одно из немногих произведений, перекидывающих мост между Серебряным веком и эпохой эстетического варварства. Все это тоже дает основание рассматривать 1913 год как критическую точку и рубеж.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: