Лекции МережковскогоВедущая идея лекции Мережковского выражена в заглавии, в частности, в понятии упадка русской литературы конца века. Автор определяет причины этого «упадка» и усматривает возрождение в «новых течениях», то есть в литературных силах, именуемых «декадентством» и символизмом. Поэтому новая литература рождается в России как преодоление «упадка» и как осознание того, что в период, предшествовавший этому «упадку», то есть от романтизма до Толстого, русская литература переживала фазу бурного расцвета, что никак не укладывается в литературно-критические схемы, ставшие господствующими. Новая русская литература и искусство рождаются с созидательным стремлением и созидательной программой и с намерением продолжать традиции великой литературы XIX века. Потребность в историко-литературном и литературнокритическом пересмотре, который освобождал бы от схематизма «наследства» б 0-х годов, была, таким образом, ей внутренне присуща, и существенная роль зрелого символизма будет состоять в новой систематизации всей «классической» русской литературы, что приведет, например, к переоценке творчества Гоголя в противоположность традиционной интерпретации его в «реалистическом ключе».

Мережковский, таким образом, ищет «причины упадка» и находит два типа причин: общие и частные. Общая причина, считает Мережковский, в том, что в России не было «литературы», а были только великие «поэты». «Поэзия» для него есть «сила первобытная и вечная, стихийная, непосредственный дар Божий», в то время как литература — «это та же поэзия, но только рассматриваемая не с точки зрения индивидуального творчества отдельных художников, но как сила, движущая целые поколения, целые народы, по известному культурному пути, как преемственность поэтических явлений, передаваемых из века в век и объединенных великим историческим началом», или, опять же по его словам, «литература — своего рода церковь». Мережковский считает, что, начиная с Пушкина, в России появлялись с необыкновенной частотой исключительные по величине поэты, но не сформировалась литературная цивилизация, характерная для современной Франции или античной Греции и Флоренции эпохи Возрождения. Всякий русский писатель «одинок», и именно из-за отсутствия такой органичности и общности и возник «упадок», то есть литературный и интеллектуальный застой в России 80—90-х годов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: