Литературное ремеслоДелаясь разнообразнее, литературное ремесло становится гораздо более надежным источником дохода. Некоторые авторы издаются громадными тиражами, о которых прежде русским литераторам нечего было и мечтать: к их числу принадлежат Горький, Леонид Андреев, а также Арцыбашев, автор «дерзкого» романа

«Санин»; за ними с некоторым отставанием следуют Куприн и Бунин. Но даже представители авангарда, чьи сборники выходят тиражом 1500 или 5000 экземпляров, могут прокормиться литературным трудом, ибо получают немалые гонорары за публикации в периодике. Одновременно начинают печататься и статистические данные по книжному рынку. «Книжный вестник» печатает списки новых книг, сообщает названия книг, запрещенных властями, и подводит статистические итоги в конце каждого года. Этот журнал, который выпускало основанное в 188 3 году Русское общество книготорговцев и издателей, выходил до 1916 года. Ежегодные указатели и статистические сводки публиковали также ежедневные газеты — такие, например, как «Речь».

Итак, в начале XX века статус русского писателя претерпевает коренные изменения. Возникают профессиональные союзы писателей, и, что гораздо важнее, бурно развивается журналистика. Образуется обширный и ненасытный рынок. Повсюду требуются в больших количествах издания классиков, научно-популярные книги, энциклопедии. На смену «толстым» журналам приходят альманахи: новая литература печатается преимущественно на их страницах. Множится число элитарных издательств. С ними сотрудничают графики, живописцы, поэты, историки, прозаики. В качестве одного из самых ярких примеров назовем «Мусагет», а также «Шиповник», издавший «Историю искусств» Бепуа, или «Ученое слово», выпустившее «Образы Италии» Павла Муратова. Не отстает и провинция. В Киеве выходит второе, грандиозное издание «Леонардо да Винчи» Волынского. Точное представление о богатстве и новизне художественной и литературной жизни начала XX века помогают составить воспоминания Александра Бенуа, замечательного представителя той эпохи, художника, иллюстратора, создателя театральных декораций, историка искусства, человека неутомимого и многоликого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: