Логика чеховского повествовательного движенияЛогика чеховского повествовательного движения имеет познавательную природу: это открытие несоответствия себя представлениям о себе, обнаружение, что мир, в котором живешь, не совпадает с тем, каким он рисовался в мечтах. Побудительный толчок чеховских рассказов начального и зрелого периода, в сущности, один: недоразумение и разочарование, а перспектива, возникающая в результате такого «открытия», — надежда и покорное подчинение своей участи. Переход от «новеллистических» рассказов первого периода к «романным» второго заключается в том, что в первом случае ошибка представляет собой единичное событие и как таковое комичное, в то время как во втором оно имеет характер всеобщности и поэтому драматично по значимости. Рассказ «Знакомый мужчина» построен на типичном недоразумении. Выписавшаяся из больницы женщина легкого поведения, оказавшись без денег, а главное, без подобающего ее ремеслу наряда, решает обратиться к «знакомому мужчине», дантисту Финкелю; она идет к нему в приемную, но ее не узнают в бедном одеянии и принимают за клиентку; врач удаляет ей здоровый зуб и за проделанную работу берет у нее последний рубль. Уже в этом «новеллистическом» рассказе, несколько выходящем за рамки аномального случая, способного вызвать улыбку и рассмешить, через недоразумение показывается зависимость человеческих существ от их социальных ролей и внешних атрибутов этих ролей. В «Учителе словесности», «романном» рассказе, ошибка, в результате которой разбита вся жизнь, — это иллюзия, и жертва самообмана, благодаря прозрению обнаружившая, что до сих пор жила неправильно, начинает искать что-то настоящее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: