Манделынтамовская теорияМанделынтамовская теория слова, не совпадающего с вещью, тоже опирается на учение Анри Бергсона. В книге «О смехе» Бергсон рассуждает о том, что «мы не видим индивидуальных черт вещей или существ, когда нам это практически не нужно», Слова же, как правило, обозначают лишь самое общее, родовое; то же относится и к нашим внутренним состояниям. Мы живем среди общих понятий и символов, «в промежуточной полосе между вещами и нами, вне вещей, но и вне нас самих». Согласно Бергсону, задача всякого искусства — преодолеть ненужные «родовые наименования» и символы, заслоняющие от нас реальность, и остаться с нею лицом к лицу. В отношении поэзии это значит, что автору приходится Преодолевать слова, ибо они, носители ненужной абстрактности и внехудожественных обобщений, являют собою заслон между реальностью и нами. Изложенные здесь мысли Бергсона противоположны представлениям символистов, с точки зрения которых поэзия должна от явлений пробиваться к сущностям, от вещей к идеям и работа над словом сводится к преодолению его материальности; Бергсон указывает искусству обратный путь: от бесплотно-абстрактных родовых сущностей к неповторимым индивидуальностям феноменального мира. Можно полагать, что с антисимволическими представлениями Бергсона о слове, прямо противоположными учению Вяч. Иванова, связан цикл «Летейских стихов» Мандельштама.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: