Метафорический строй прозыЖдет исследования образный, метафорический строй прозы начала века. Отметим большую сложность и изощренность художественных метафор в этой литературе. Это, очевидно, и отмечалось применительно к Белому. Вспоминаются, например, такие образы в «Петербурге», как «огнем изгрызан проспект», «закрылася дверь, перерезав сноп света и кидая обратно подъездную лестницу в совершенную пустоту», «развесив картины иллюзий», «ночь си — 20*нела и лиловела, переходя болезненно в ярко-красную сыпь фонаря», «темнота нападала», «суки протянулись там к небу глухими порывами» и др.; но это верно и по отношению к Ремизову, у которого наряду с имеющими народно-поэтические истоки образами одушевленной природы встретим и образы вполне «модернистские», например «яркий свет озарил полотно и, разгораясь, застучал по путям», «ударил над ними голос Арсения», «голос Арсения разбился на тысячу режущих звуков, рассек трепетавшее затишье и ожиданье комнат белого дома»; «звенящий крик хлестал по шее», «осенним присмиревшим темным вечером»; «когда возвращались, туман вдавливал лапы в крыши и падал под ноги автомобиля».

Более тщательный анализ показал бы не только сходство, но и существенные различия в образной системе тех писателей, о которых идет здесь речь. Но это касается не только характера образности, но и всей стилевой структуры их произведений. Принципы, положенные в основу прозы названных писателей, достаточно широки, чтобы в их границах могли развиться разные стилистические системы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: