Мир искусстваКонец XIX века, хотя и отмеченный такими бедствиями, как голод 1891 —1892 годов, был десятилетием, необычайно оживленным во всех областях, от экономической и политической до научной, культурной и художественно-литературной, и в этой последней его венчала одна издательская инициатива, которой обозначен переход от одного столетия к другому, от одной фазы русского духовного возрождения к другой: создание «Мира искусства», журнала, выходившего в Петербурге с 1899 по 1904 год по почину молодых художников и литераторов, которые поставили перед собой цель возрождения русского искусства. Журнал молодых сил и свободных начинаний, «Мир искусства» родился в результате художественных и литературных брожений, уже одушевлявших русскую духовную жизнь, а также благодаря критической и конструктивной работе, проделанной в предшествующие годы. Мы уже говорили, что такой критик, как Волынский, не мог принять несколько снобистского эстетизма и индивидуализма Дягилева, главы «Мира искусства». И в самом журнале чувствуется наличие двух тенденций: художественной, целиком захваченной свободным новаторским поиском в разных видах искусства, и литературно-философской, связанной с той религиозной проблематикой, которая, проявившись уже в 90-е годы, в начале XX века окажет мощное воздействие на русскую культуру. Но какими бы напряженными ни были отношения между этими двумя направлениями, для истории русской культуры и литературы этого периода и, в частности, для искусства журнал «Мир искусства» остается блестящим памятником творчески жизненного русского «модернизма», одновременно «декадентского» и «символистского», решающим этапом обновления и возрождения русской духовной жизни, освободившейся от «упадка» и «наследства». Русская художественная и литературная жизнь через «аристократизм» «модернистов» обретала свойственную новому времени демократичность, а открытость новым европейским тенденциям позволила ей глубже укорениться на почве национального развития и по-новому взглянуть на те аспекты русского искусства прошлого, которые ранее игнорировались.

Если перейти теперь к рассмотрению русской поэзии конца века, то нет характеристики общей ее направленности лучше той, которую дал в своем очерке о крупнейшем русском лирике конца века Константине Бальмонте Иннокентий Анненский, один из величайших лириков XX столетия. По мнению Анненского, с Бальмонтом связан простой и в то же время ошеломляющий факт: возрождение языка, реабилитация поэтического слова. Для истории русской культуры в отличие, например, от Франции характерна привычка «смотреть на слово сверху вниз, как на нечто бесцветнослужилое, точно бы это была какая-нибудь стенография или эсперанто, а не эстетически ценное явление».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: