Новая драма«Новая драма», а точнее — работа над чеховскими спектаклями, собственно, и привела к созданию на русской почве режиссерского театра нового художественного качества; он отличался от своих предшественников на Западе тем, что воспитывал и формировал актера нового типа — актера-художника, а не ремесленника. Это и стало постоянной и, пожалуй, центральной его задачей. При всех разногласиях в вопросах о том, Как надо это делать, чему именно следует в первую очередь учить актера, сосредоточенность на задачах актерского «публичного творчества» стала главной заботой руководителей как МХТ, так и других достойных внимания театральных направлений. Русский режиссерский театр предреволюционной поры был по преимуществу чеховским или послечеховским. И не только потому, что все наиболее репертуарные драматурги этого времени, такие, как Горький или Леонид Андреев, считали себя последователями Чехова. Это был послечеховский театр потому, что весь репертуар нес на себе глубокий след художественных достижений, которые открыла работа с драматургией Чехова. В этой связи необходим осторожный пересмотр некоторых из давно сложившихся театроведческих клише, слишком застывших из-за того «священного трепета», с которым принято в России подходить ко всему, что связано с именем Станиславского и историей МХТ.

Принято, например, считать днем рождения нового русского театра 2 2 июня 1897 года — «день исторической встречи» в ресторане «Славянский базар» К. С. Станиславского с В. И. Немировичем-Данченко, когда в непрерывном 18-часовом диалоге ими был выработан план создания нового театра. «Вся наша беседа заключалась в том, что мы определяли, договаривались и утверждали Новые законы театра, и уж только из этих новых законов вырисовывались наши роли в нем», — писал много лет спустя Немирович-Данченко. Такое понимание дела приобрело всеобщность и прочность живого мифа. Разумеется, даже за много часов интенсивного и бессонного общения они могли лишь в самой общей форме установить единомыслие в вопросах современного театра. Этого было достаточно, чтобы начать дело. Но чтобы «определить» и «утвердить» хотя бы только в теории «новые законы театра», им понадобилось несколько десятилетий совместных напряженных поисков и открытий, разногласий и споров, а то и ссор и необратимых расхождений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: