Объяснительные запискиСнова он верил только Станиславскому. «Я способен верить только Ему лично , остальное меня просто бесит — и твой Мейерхольд в том числе», — писал он жене. И еще раз о том же — в дневнике: «Если захочет, ставил бы и играл бы сам — Бертрана. Если Коснется пьесы его гений, буду спокоен за все остальное». Но чтение пьесы Станиславскому обескуражило: она оказалась ему попросту непонятна и чужда. «…Пришел человек чуткий, которому я верю, который создал великое, и ничего не понял, ничего не «принял» и не Почувствовал. Опять, значит, писать «под спудом»». Когда в конце 1915 года МХТ все же принял «Розу и Крест» и Немирович — Данченко начал над ней работать, ни бесконечные репетиции, ни приезды и «объяснительные записки» Блока, ни превосходные декорации Добужинского все равно не помогли делу: спектакль так и не был доведен до премьеры.

В противоположность Станиславскому Мейерхольд, слушавший «Розу и Крест» на одном из первых чтений, горячо ею восхищался, видя главную трудность постановки такой пьесы в отсутствии актеров, способных ее играть. Но к Мейерхольду в последний предвоенный год Блок относился хуже, чем когда бы то ни было. К этому времени уже вышла мейерхольдовская книга «О театре» с обширной новой статьей «Балаган», где идеи «театрализации» и противопоставления сцены литературе были доведены до крайности. В его театральных экспериментах все последовательнее применялась пантомима и стилизация. Блока особенно раздражало увлечение Арлекинами и Коломбинами, да еще со ссылкой на его же «Балаганчик». Теперь Блок все меньше верит даже в подлинность дарования Мейерхольда. «О Мейерхольде — лучше не будем говорить… Мне не надо прирожденных плагиаторов с Убогим содержанием души, но с впечатлительностью, которая производит впечатление таланта», — пишет он жене. О его готовности ставить «Пи — занеллу, или Душистую смерть» Д’Аннунцио Блок отзывается крайне неодобрительно, тем более зная его пренебрежение к иностранному языку: «…слышал проекты о «студии» г-на Мейерхольда, который, не зная ни слова по-французски, поехал ставить французскую пьесу в Париже ».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: