Особая удачаВторой факт касается уже постановочного дела. Особая удача спектакля «Жизнь Человека» вскоре после «Балаганчика» по всем признакам была достигнута именно тем, что тут режиссер использовал новый и глубоко содержательный Прием сценической реализации внутренней жизни, внутренних движений «современной души». Мейерхольду удалось в этой постановке создать ощущение, будто в спектакле все происходит «как во сне» — по законам психологии Сна. Это было достигнуто, по его собственным словам, «уничтожением декораций и освещением», выделявшим на дымчатом фоне неосвещенных холстов то один, то другой угол, эпизод, сценическую деталь. Как справедливо заметил К. Рудницкий, «в «Жизни Человека» Мейерхольд впервые в истории русской сцены создал развитую световую партитуру и целостную световую форму спектакля». Кета™ сказать, именно «световой партитурой» чаще всего пользуются и современные режиссеры, когда им нужна сценическая реализация невыразимого, когда воспроизводится воспоминание или сон персонажа. В те времена Мейерхольд нашел этот прием не столько ради авторской ремарки, сколько следуя, может быть бессознательно, по пути, проложенному лирическими драмами Блока. Не случайно поэт считал этот спектакль лучшим из творений Мейерхольда, ставил его даже выше «идеальной» постановки «Балаганчика» и «Жизни Человека», поставленной в МХТ.

Однако в дальнейшем все режиссерские поиски Мейерхольда обрели иное направление, преимущественно карнавальное, балаганное. Поэтому даже в позднейших постановках лирических драм Блока, особенно в студийном спектакле того же «Балаганчика» и «Незнакомки» , он уйдет в сторону от истинной природы лирической драмы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: