Печати авторовНеудивительно, что, после того как на наших глазах, то есть в 1950-е годы, после смерти Сталина в русском общественном сознании появилась потребность преодолеть искусственно созданный разрыв культуры традиций, книги Гершензона вновь нашли многочисленных и заинтересованных читателей. Последние 3 0 лет он один из самых читаемых, хотя и редко называемых в советской печати авторов. Его книги — один из важных источников для всех, кто хочет выработать свободное и независимое собственное миро — отношение.

Его первая большая монография — «История молодой России» — имела для истории русской общественной мысли двойное значение: она не только знакомила все расширявшиеся с начала XX века круги читающей интеллигенции с материалами частных архивов, с дневниками и перепиской людей, замечательных по масштабу переживания и по интенсивности самосознания, но и вопреки устойчивой и крепкой традиции русской науки и публицистики его книга предлагала рассматривать Историю общественной мысли не только отдельно от истории политической мысли, но даже и не в целом, не сплошняком, а так, как эта общественная мысль воплотилась в сознании и судьбе немногих личностей. Гер — шензон утверждал, что «общество — абстракция; общество не ищет, не мыслит, не страдает; страдают и мыслят только отдельные люди и на известной глубине их сознание течет в Одну сторону, по одному руслу: исследуем эту глубину отдельных сознаний, и мы узнаем направление общественной мысли». В очень доброжелательной, почти восторженной рецензии на второе издание известной книги А. Н. Пыпина о Белинском в 1907 году Гершензон высказал свое понимание задач исторической науки: «Мы перестали рационализировать понятие общества, мы знаем, как рискованно сводить к формуле всю духовную жизнь поколений, и задачу обобщения мы заменяли другою: детальным и конкретным изучением умственных движений в их живых представителях. Нам пужно прежде всего добросовестно изучить все многообразное содержание Личного сознания в прошлом, как того требуют элементарные законы научности; обобщение явится само собою потом, и заранее можно предвидеть, что оно будет шире всякой чисто политической формулы».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: