Писательский сказНесколько особняком стоят представители так называемого «неклассического типа повествования» — Розанов, Ремизов, А. Белый и некоторые другие. Казалось бы, здесь можно говорить о таком типе сказа, который, вопреки сказанному, не требует чужого слова, ввода рассказчика, об авторском, писательском сказе. Этому, однако, препятствует одно поразительное на первый взгляд обстоятельство: насыщенное приметами устной речи, устного говорения, повествование названных авторов не только не несет интонаций бытового сказа, но, более того, представляет собой изысканную литературную конструкцию. Недаром оно послужило основным источником так называемой орнаментальной прозы.

Здесь проявляется обстоятельство, которое обычно не учитывается исследователями, и это резко смещает, искажает стилистические оценки и характеристики художественного текста, а именно что специфически устное вне разговорной сферы, в литературно-нормативном художественном повествовании решительно меняет свою природу, оно не только не ведет за собой интонации, ощущения устного, непринужденного говорения, а, напротив, оказывается источником речевых фигур, носящих отчетливо литературный, порой даже изысканно литературный характер. По существу, единая конструкция расщепляется на «омонимы», резко отличающиеся друг от друга по сопровождающей их интонации, поскольку она, эта интонация, подчинена интонационной установке текста в целом — и отсюда по своим стилистическим качествам. Устное оказалось в иной системе — и иная установка решительно изменила функцию этого материала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: