Письмо к БердяевуВ открытом письме к Бердяеву, опубликованном в «Вопросах жизни», Мережковский отказывался от своих прежних, заимствованных у Достоевского идей об объединении государства и церкви как от политической, исторической, философской и религиозной ошибки. Самодержавие отныне для него и для его единомышленников Гиппиус и Философова — «царство Антихриста». Втроем они покинули в декабре 1906 года, непосредственно после восстания в Москве, Россию и оставались до 1908 года в Париже. Здесь они издали книгу «Царь и революция», в которой впервые изложили разработанную совместно теорию «религиозной революции». Однако революция как борьба за уничтожение самодержавия не была в центре внимания авторов. В первую очередь они стремились показать пагубность мистического и метафизического союза самодержавия и православия, показать, что самодержавие и православие представляют собой две половины одного религиозного центра. Октябрьский манифест с точки зрения Философова не имел никакого значения, ибо абсолютизм будет существовать до тех пор, пока царь не сделает соответствующего заявления в качестве первосвященника русской православной церкви. «Чтобы осудить самодержавие с религиозной точки зрения, — писал Философов, — следует порвать с церковью». Критикуя поддержку, которую оказывает православие самодержавию, он считает самым святым религиозным долгом истинно верующих борьбу против православия, В согласии с этим положением Философов решительно выступил против церковного собора, на котором должна была пойти речь о восстановлении патриаршества: социальный идеал православия ультрареакционен, поэтому на очереди должна стоять не реформа церкви, а церковная революция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: