Положительная программа ТаироваВ отличие от Мейерхольда Таиров был вполне свободен от влияния символистских театральных идей. Он решительно отвергал как «мистерию», так и «соборность» в театре: в его «Записках режиссера» целая глава посвящена полемике с Вяч. Ивановым. Таиров был против уничтожения рампы, проходов через зал и т. п., не без основания считая, что это разрушает как раз «чистую» театральность, ценность театра как самостоятельного искусства. Положительная программа Таирова — требование законченности, доведения спектакля до максимального совершенства до его встреч со зрителем. Зрителю остается художественное созерцание, как в любом другом искусстве. Только через эстетическоевосприятие плодотворно какое бы то ни было влияние на зрительские души. Готовность отстаивать «чистое искусство» театра в этом смысле было одной из самых своевременных задач: Таиров понимал, что это борьба против подчинения искусства идеологии, религиозной или социально-политической. И именно в этом смысле он был наиболее последовательным сторонником «чистой» театральности: не «искусства для искусства», а «чистого искусства», имеющего свои собственные эстетические задачи, отвечающие потребностям и запросам людей.

При всем том Маяковский был бы прав, говоря о «розовом футуризме» Таирова, если бы не одно решающее обстоятельство. Театр Таирова с зарождения опирался не только на высокий эстетизм самого Таирова и его умение добиться безупречного профессионализма от всех участников спектакля. Он имел еще ведущую актрису — Алису Георгиевну Коонен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: