Поведение людей«Екатерина Ивановна» — пожалуй, лучшая из пьес Андреева, рисующих распад традиционных связей, семейного быта, моральных устоев в русском интеллигентном «обществе» накануне первой мировой войны и революции. Эти годы Блок назвал «безвременьем»: «Мы живем в эпоху распахнувшихся на площадь дверей, отпылавших очагов, потухших окон». Но обращение к социальной психологии и социальной психопатологии привело не к сближению Леонида Андреева с Художественным театром, а наоборот — к новой творческой неудаче и окончательному разрыву с ним. В «Екатерине Ивановне» очевидна яркая талантливость писателя, сказавшаяся в острой наблюдательности и чуткости к атмосфере времени, в живости диалогов и узнаваемости ситуаций. Но в то же время Андреев не выходит здесь за пределы того психологического позитивизма, который констатирует приметы времени в побуждениях и поведении людей, но уклоняется от нравственной оценки их — от иерархии внутренних ценностей. При всей житейской достоверности созданные писателем характеры лишены поэтому художественной правды и не поддаются полноценному сценическому истолкованию.

Почтенный либерал и член Государственной думы Стебелев стреляет в жену по первому необоснованному подозрению в супружеской измене. Оскорбленная в лучших чувствах женщина мстит действительной изменой, да еще с заведомо ничтожным Ментиковым. Так завязывается сюжет — история распада семьи, до сих пор вполне добропорядочной и благополучной. Немировичу-Данченко казалось, что это вещь социально-обличительная, а главная героиня — «ангел с перебитыми крыльями», чуть ли не новое воплощение вечной женственности, страдающей в руках пошляков. Ему виделась и здесь трагическая роль. Режиссер считал, что достаточно убрать из текста «все специфическое безвкусное, леонидандреевское», чтобы выступила «вечная трагедия женского естества».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: