Повседневная жизньНо гораздо больше, чем цензура, на «плоскость» сатиры оказывала влияние сама атмосфера того времени. Эта «плоскость» сама по себе, может быть, даже единственная тема «Сатирикона». Речь идет о мелкобуржуазной плоскости, о пошлости. Большинство персонажей «Сатирикона» погружены в повседневную жизнь, в быт со всей его мелочностью, его удобствами, мелкими радостями и огорчениями. «Боже! огради нас от ее царского величества матери-пошлости!» — читаем мы в специальном номере журнала, посвященном этому общественному бедствию. Эти вульгарность и пошлость шли рука об руку с провинциальностью и скукой — любимой темой, пропитывающей все творчество сатириконцев.

Ничто не иллюстрирует так отчетливо и выразительно эволюцию «Сатирикона», как творчество Аверченко и особенно Тэффи. У Аверченко в «Веселых устрицах» , «Юмористических рассказах» , «Рассказах для выздоравливающих» , многочисленных сборниках, опубликованных в эмиграции, памфлете «Двенадцать ножей в спину революции» появляются темы совершенно водевильные: там задирают юбки служанкам, обманывают мужей или жен, не знают, как избавиться от любовницы… У Тэффи, быть может лучшей юмористки из них всех, смешное гнездится в обычных бытовых ситуациях, совершенно банальных: это визиты и взаимоотношения между автором и некоей дамой, с которой они взаимно не выносят друг друга, любовное свидание, в котором каждый из партнеров только и мечтает, как бы поскорее улизнуть, но чувствует себя обязанным изображать большую любовь, чтобы не довести до отчаяния другого… В прозе Тэффи романтическая поза и фальшивые высокие чувства язвительно высмеиваются, так как на самом деле они банальны и притворны; «роковая женщина» прозаично жует селедку с луком, Новелла, озаглавленная «Дураки», переполнена общими местами и пошлостями, высмеянными еще Флобером: «лишь бы быть здоровым», «деньги — первоедело», «чего ради?» .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: