Представители компаративистикиОднако, несмотря на то что Веселовский и представители компаративистики в России подошли к типологической классификации жанров, они остаются в плену исторической модели. Вот почему особенно интересной в эту эпоху представляется попытка Потебни описать литературные явления в Лингвистических терминах, хотя и она остается глубоко «историчной» со многих точек зрения, поскольку история — это великая наука XIX века. Правда, сегодня Потебню относят к психологической школе литературной критики, но к этому направлению скорее можно отнести его «продолжателей» , чем его самого.

Основным элементом, краеугольным камнем всей лингвистической системы Потебни и его понимания литературы является внутренняя форма. Внутренняя форма соответствует в некотором отношении первоначальному образу, дающему толчок возникновению слова, но постепенно забывающемуся по мере его употребления. Иначе говоря, внутренняя форма близка к этимологическому значению слова, тогда как «значение» приближается к его лексическому значению, Для Потебни любое слово при возникновении представляет собой «образ», и вследствие этого оно обладает внутренней формой. Исходя из этого он дает определение прозы и поэзии; поэтично то слово, в котором сохранилась внутренняя форма, то же слово, которое ее потеряло, прозаично. Таким образом, по мнению Потебни, поэзия предшествует прозе. В то же время не следует полагать, что из-за неизбежного исчезновения «внутренней формы» может исчезнуть и поэзия. Язык настолько динамичен, что он постоянно создает новые «представления».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: