Произведение ФлоренскогоОсновное произведение Флоренского — «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи» , написанное в форме двенадцати писем к другу с многочисленными добавлениями и комментариями. Это огромный и весьма необычный для XX века труд, по своему размаху сопоставимый с книгами мыслителей средневековья или не любимого Флоренским Ренессанса. «Столп и утверждение истины» — попытка синтетической «конкретной метафизики», опыт построения цельной картины мира, где прослеживаются внутренние связи и корреляции самых различных уровней бытия, которые призваны взаимно освещать друг друга при постоянной установке на мир как целое», — говорил Флоренский в одном из своих последних писем из Соловков). Чисто мистические пассажи в «Столпе и утверждении истины» поддерживаются формально логическими выкладками и перемежаются экскурсами в самые разнообразные области науки, от филологии до естествознания. Флоренский развивает здесь идеи Владимира Соловьева, и прежде всего его метафизику «всеединства», хотя придает ей драматический и даже трагический оттенок. Мысль Флоренского имеет некоторые точки соприкосновения с мыслью Сёрена Кьеркегора: в центре его внимания — потерянность человека в мире и антиномичность его ситуации, выход из которой видится только в самоотречении разума. «…Может быть, во всей мировой литературе, кроме «Исповеди» бл. Августина, нет более яркого и мучительного изображения души, раздираемой грехом и сомнениями, нигде так ясно не выступает необходимость помощи Свыше для человеческого сомнения, чем у о. Павла», — писал Е. Н. Трубецкой, который, впрочем, не соглашался со многими построениями Флоренского и его «школы мистического алогизма».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: