Прозаическое искусствоПрежде всего, этот манифест провозглашает принципы не столько «поэтического», сколько «прозаического искусства»: по мысли Кузмина, искусству письменной прозы не хватает правил, которые имеются в изобилии и в поэтическом и в ораторском искусстве. Кузмин настаивает на важности различия между жанрами и на том, что каждому жанру должен соответствовать свой особый стиль и определенный язык: «В рассказе пусть рассказывается, в драме пусть действуют, лирику сохраните для стихов». Говоря о рассказе и романе, он приводит в пример Апулея, испанские и итальянские сказки, аббата Прево, Лесажа, Бальзака и Флобера, не скупится и на похвалы Анатолю Франсу и Анри де Ренье. Он напоминает о происхождении романа в «аполлоническом» духе, который предшествовал его рождению. Много внимания в манифесте уделено проблемам стиля и стилизации. Называя Пушкина и Лескова в числе неоспоримых мастеров литературной стилизации, Кузмин реабилитирует жанр или, скорее, манеру, в которой пробуют перо, как и он сам, с большим или меньшим успехом, большинство его современников, среди которых можно назвать Валери, Брюсова, Андрея Белого, Алексея Ремизова, Сергея Ауслендера и др. Стремление вернуться к корням у Кузмина идет рука об руку с желанием отделить новеллу и роман от лиризма и патетики, отпечаток которых так виден на эпохе романтизма. Кузмин замечает, что, с одной стороны, лиризм должен быть отведен одной поэзии, а с другой — пафос, в котором погрязла литература его времени, противоречит жизни, а следовательно, и искусству. Он скажет об этом, очень немногословно, в новелле, которую напишет в 1 910 году и которая называется «Высокое искусство». В этой новелле рассказывается о молодом писателе Щетинкине: читатель в нем без труда узнйет ученика школы «прекрасной ясности», для Кузмина он являет собой некий идеал писателя, который не поддается болезни века и мудро и просветленно принимает жизнь и повседневность. Его восприятие мира и его вдохновение не носят печати трагизма, поэтому творчество Щетинкина полностью соответствует его образу: легкому, тонкому и сатирическому.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: