Психологическая классификацияТак, например, по его мнению, существует два крупных типа писателей: «наблюдатели», которые полностью воспроизводят действительность, и «экспериментаторы», которые подходят к ней избирательно. В своих многочисленных исследованиях творчества русских классических писателей он дает нечто вроде «классификации»: к типу «наблюдателя» он относит Пушкина и Тургенева, а к типу «экспериментатора» — Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Чехова. Он попытался также дать психологическую классификацию литературных жанров и поэтических форм. Однако у последующих поколений ученых из всех его работ наибольшей известностью пользовался последний значительный, но неоконченный труд «История русской интеллигенции» . Эта история русской интеллигенции на самом деле таковой не является, она представляет собой описание наиболее известных персонажей русской литературы XIX века, которые рассматриваются как отражение психологии русской интеллигенции в тот или иной исторический момент. В работе наблюдаются смешения, свойственные историко-культурной школе, которая не делает различия между вымыслом и реальностью, литературными героями и реальными людьми. Так, Чацкий, Онегин, Печорин, Рудин и др. описываются как реально существовавшие люди, их индивидуальные черты рассматриваются как «настоящий человеческий документ». Тот же возврат к историко-культурному подходу, несмотря на содержащиеся во введении заявления о специфическом характере литературного процесса, свойствен и. коллективному труду под его редакцией «История русской литературы XIX века». В его создании принимали участие наиболее крупные критики того времени всех направлений. В связи с этим работу невозможно отнести к какому-либо одному направлению. На примере Овсянико-Куликовского хорошо видно, что самые новые идеи Потебни не нашли сразу же продолжателей среди современников и, что особенно важно, не смогли направить университетские исследования по действительно новому пути. Показательно, что те стороны творчества Потебни, которые могли способствовать созданию поэтики, в первую очередь привлекли внимание писателей и поэтов-символистов, главным образом Белого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: