Раздвоение любовного чувстваОн пытался разъяснить это в предисловии к отдельному изданию «Лирических драм» : «…Три маленькие драмы, предлагаемые вниманию читателя, суть драмы Лирические, То есть такие, в которых переживания отдельной души, сомнения, страсти, неудачи, падения, — только представлены в драматической форме». Структура действия в лирических драмах Блока многозначна, как это присуще символизму. Главные персонажи «Балаганчика», традиционный «любовный треугольник» Пьеро, Коломбина и Арлекин, — это всего лишь первый ряд значений центрального сюжетного узла. Это своего рода ссылка на историческую устойчивость того раздвоения любовного чувства на возвышенную романтическую влюбленность и стихийную чувственную страсть, которая из века в век порождает «любовные треугольники» и другие «бродячие сюжеты» — отнюдь не только в «комедии масок», но и во всех жанрах словесного искусства.

Этот сюжетный узел имеет и прямую биографическую основу — взаимоотношения между Блоком, Любовью Дмитриевной и Андреем Белым, возникшие в то время; сама Любовь Дмитриевна и ближайший друг Блока Евгений Иванов так и остались при убеждении, что поэт именно это «все изобразил в "Балаганчике"». Андрей Белый в свою очередь видел в пьесе кощупственную карикатуру на те душевные и идейные связи, которые объединяли «аргонавтов» ; а один из аргонавтов, Сергей Соловьев, даже узнал себя в одном из Мистиков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: