Религия добраЭтот тезис, противопоставляющий «реакционному периоду декадентства» осуществленное зрелым модернизмом возрождение «религии добра» и признающий ценность «формальных» достижений новых течений, дает схематичное представление о русском литературном процессе на рубеже двух веков: процесс этот, при всем различии фаз и тенденций, все-таки един и его нельзя разрывать на два противопоставленных в нравственном отношении элемента: дурной или реакционный и хороший или героический. У Александра Блока, например, «декадентское» и «героическое» объединены напряжением поэзии и личной судьбы в своего рода героизме упадка. Конец века не следует рассматривать в негативном свете, потому что его «декадентство» было положительной реакцией на «упадок» литературы позднего народничества и на «наследство» 60-х годов и конструктивной подготовкой, при всех полемических выпадах против прошлого и излишней вере в будущее, к подлинному возрождению русской культуры, возрождению, опиравшемуся на поиски новой традиции и нового «наследства», которые справедливо были увидены в великой русской литературе от Пушкина до Толстого, интерпретируемой с позиций духовной свободы, вне догматических и избитых канонов «утилитарной» и «публицистической» критики. Первое десятилетие нового века значительно расширило горизонты и обогатилось новыми силами и новым опытом, что привело к пересмотру многих идей и многих ценностей предшествующего десятилетия, но духовное освобождение произошло именно в Fin de si6cle, которым открывалось не новое столетие, как можно было тогда предположить, а, по крайней мере, новое начало столетия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: