Роковые последствияТакое стремление имело роковые для Волынского последствия. Во-первых, его идеализм с чисто философской точки зрения был слишком несостоятелен, чтобы обладать позитивной теоретической силой, он мог служить только отправной базой для критики критиков-публицистов. Во-вторых, русская интеллигенция, причем не только народническая, от Михайловских до Скабичевских, но и неомарксистская, от Плехановых до Лениных, совсем не собиралась отказываться от материализма ради какого бы то ни было идеализма. Наконец, что самое важное для истории литературы этого периода, философский идеализм Волынского, такой неопределенный, а главное, старомодный, оказался чуждым и для новых декадентских и предсимволистских литературных сил и делал его чуждым этим силам. В этом-то и парадокс этого критика, который, руководя первым русским литературным журналом, открытым для русского и европейского декадентства, сенсационными, как ни у кого другого, выступлениями очистил почву от старого «наследства», но на этом его интеллектуальный заряд иссяк, и он оказался изолированным в том движении, начало которому сам положил. Одно из свидетельств этой его отчужденности — статья, которой он ответил на выступление Дмитрия Мережковского о «причинах упадка» и о «новых течениях» в русской литературе, а главным образом другая статья, которой он реагировал на первый номер журнала «Мир искусства». Еще большую ясность вносит его критический анализ «Антихриста» и «Рождения трагедии» Ницше, неоязыческое антихристианство которого он отвергает. Против ницшеанской идеализации греческого мира и возобновления его духа в эпоху Возрождения Волынский, тоже бывший приверженцем Достоевского, выдвигает утверждение, что христианство явилось не потерей, а углублением античного духа и что в новое время «радость не исчезла, но из первобытного веселья она перешла в мудрый восторг внутреннего духовного свойства. Не исчезли инстинкты здоровой жизни, но до бесконечности усилилось желание людей осмыслить мировую трагедию своим пониманием, сознательным духовным участием в таинственном плане божества».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: