Русский читательКогда этот труд был задуман, а потом начал издаваться, его новаторский характер был очевиднее, чем сейчас, когда он приходит к русскому читателю. Если вспомнить, в каком состоянии находилось историческое литературоведение в начале 80-х годов, особенно в СССР, да, впрочем, и в мире, когда русской литературе в целом посвящались издания, сильно деформированные советской идеологией. Издание, задуманное в 1981 году в Венеции, имело радикально иной характер. И даже сегодня, когда ситуация в русской культуре глубоко изменилась, новаторство этой работы не утрачено, воплощаясь в самой концепции книги, а главным образом в трех томах, посвященных литературе XX века.

В этих томах отвергается господствовавшее до самого недавнего времени деление литературы по идеологическому признаку на дореволюционную и советскую, эмигрантскую и антисоветскую, или диссидентскую. Конечно, исторически такое различение оправдано, поскольку оно вызвано драматическими, если не трагическими, изломами в октябре 1917 года и внутри самой литературы, но для составителей и авторов предлагаемого труда оно не имеет никакой эстетической или моральной значимости. Впервые русский литературный процесс нашего времени воссоздается вне каких-либо идеологических схем, в его целостности, сохранив при этом подлинную дифференциацию, не имеющую ничего общего с той, которую навязывала партийно-государственная идеология. Сегодня в русской критической литературе все еще могут звучать сенсацией выступления, объявляющие «поминки по советской литературе» или провозглашающие «смерть соцреализма». Это запоздалые «открытия», которые создатели проекта настоящей «Истории» при своем критическом отношении к господствующим догмам сделали много-много лет назад. Читайте так же: как правильно брить зону бикини.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: