Русский символизмПоскольку история литературы пуждается в датах, скажем, что русский символизм родился в марте 1894 года, когда Валерий Брюсов и А. Миропольский выпустили в Москве тиражом 200 экземпляров первый из трех небольших сборников, которые были немедленно высмеяны философом Владимиром Соловьевым в пародии, обыгрывающей их «декадентские» образы, а затем прокляты Львом Толстым в гневном памфлете «Что такое искусство?». Дату смерти символизма указать труднее, так как существование его свелось к непрерывной череде кризисов: в 1910 году, в пору расцвета символизма, представители этой школы публично обсуждали причины ее упадка; Николай Гумилев произнес ей надгробную речь в тот самый момент, когда основные авторы символистского круга едва достигли середины своего творческого пути; на заре советской эпохи символизм нашел приют под крышей Пролеткульта, да и вообще все более поздние художественные течения, от футуризма до «орнаментальной школы», восходили к символизму, что, впрочем, не мешало их представителям страстно его обличать. Символизм остается главной художественной школой в русской культуре XX века; все остальные школы, по сути дела, либо продолжали, либо опровергали его.

Возникнув как мятеж против торжествующего позитивизма XIX столетия, символизм вначале принял форму «декадентства», то есть яростного поклонения индивидуализму; на этом первом этапе главой школы стал Федор Сологуб. Однако на рубеже XX века под воздействием Соловьева среди просвещенных русских людей с удивительной мощью начала возрождаться религиозная философия, и этот факт оказал решающее влияние на символизм в целом и на творчество таких видных его представителей, как Вячеслав Иванов и Андрей Белый.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: