Северянинский языкИ действительно, более всего, по-видимому, потрясли современников северянинский язык, рифма, поэтическая форма, своеобразие лиризма его поэзии. В ней восторжествовал, по словам Бориса Эйхенбаума, «напевный тип» лирической поэзии. Семен Рубенович отмечает как раз, что северянинской поэзии имманентно присущи необычайная гибкость строфы и изменчивость стиха именно потому, что рождается она непосредственно из лирического чувства, а ее эмоциональное наполнение становится самоцелью. Если Игорь Северянин действительно «пел» свои стихи, «это не прихоть чтеца — напев заключен в них потенциально». А. Оршанин так описывает стих Северянина: «Прихотливости и изменчивости его эмоций, постоянно модулирующих, соответствуют капризные ритмические фигурации его стихов. От ямба и хорея, графически изображающихся прямыми линиями, он часто переходит к пэоническому стилю с его волнообразным ритмом, графиком которого может служить синусоидальная линия. В «Шампанском полонезе» размах стиха достигается комбинацией пэона 2-го рода и дактиля. В его «Русской» и «Chanson russe» ритм его пляски с первого же стиха отдается в ваших ногах. В его «Июльском полдне» чувствуется ритм шелестящей коляски. Вообще стих Северянина не обладает звонкостью металла, он не отлит, не откован и не нуждается в чеканке; но он певуч и ажурен, достигая в некоторых произведениях облачной воздушности, нежного шелеста крыльев бабочек».

В этих стихах ощутим также импрессионизм и сенсуализм се — верянинской лирики, погруженной в чувственное наслаждение и смакование мимолетного удовольствия, — черта, которая сближает его с эпикурейским гедонизмом многих поэтов XVIII века. Но, безусловно, самым удивительным в стиле Северянина является язык. «Чудовищные неологизмы и по-видимому экзотически обаятельные для автора иностранные слова пестрят в его обиходе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: