Смысл русского коммунизмаЕго книга «Истоки и смысл русского коммунизма», опубликованная на французском языке в 1938 году, выдержала во Франции шесть изданий в предвоенные годы и сделалась настолько популярной, что в 1954 году была выпущена массовым тиражом. Такие произведения, как «Христианство и классовая борьба» , «Христианство и активность человека» и другие исследования социально-политического толка, имели у современников больший успех, нежели собственно философские труды: «Смысл творчества» , «О назначении человека» и пр. Подобное непонимание являлось для Бердяева постоянным источником страданий: на родине его причисляли к злейшим врагам советского строя, несмотря на отдельные упоминания его имени в печати, Запад же внимал в его работах преимущественно голосу из коммунистического мира и не воспринял их философскую оригинальность, выразившуюся в концепции свободы и творчества. В автобиографии Бердяев перечисляет основные темы своей философии: «…я принес эсхатологическое чувство судеб истории… мысли, рожденные в катастрофе русской революции, в конечности и запредельности русского коммунизма, поставившего проблему, не решенную христианством… сознание кризиса исторического христианства… сознание конфликта личности и мировой гармонии, индивидуального и общего… Принес также русскую критику рационализма, изначальную русскую экзистенциальность мышления… Я принес с собой также своеобразный русский анархизм на религиозной почве, отрицание религиозного смысла принципа власти и верховной ценности государства. Русским я считаю также понимание христианства как религии Богочеловечества».

В юности Бердяев примыкал к марксизму, однако никогда не относился к ортодоксальным последователям движения. Тем не менее в 1898 году он подвергся аресту и месячному заключению в тюрьме, а также был исключен из Киевского университета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: