События театральной жизниТем не менее из тринадцати спектаклей, выпущенных на публику за календарный год режиссуры Мейерхольда, по крайней мере три стали заметными событиями театральной жизни, и не только по шумному, хотя часто скандальному, успеху, но и по значению в истории театра. Это были: «Сестра Беатриса» Метерлинка, «Балаганчик» Блока и «Жизнь Человека» Л. Андреева. Сама Комиссаржевская участвовала и имела успех только в одном из этих трех спектаклей. «Сестра Беатриса» — едва ли не единственный из спектаклей Мейерхольда, где живописные декорации С. Судейкина, специально написанная музыка А. Лядова и даже «фресковая» — в духе прерафаэлитов и в приемах «неподвижного театра» — групповая пластика актеров не мешали искусству Комиссаржевской, а служили ему достойным фоном. Тут выручала драматургическая структура пьесы: единство действия в «Сестре Беатрисе» целиком определяется перипетиями и превращениями в судьбе главной героини. А это значит, что художественная целостность спектакля целиком зависела от исполнения Комиссаржевской.

Успех блоковского «Балаганчика» был далеко не столь единодушен, но шумные разногласия в театральном зале свидетельствовали о подлинности и силе театральной эмоции, вызванной спектаклем. Сам Блок считал эту постановку «идеальной». Мейерхольд в свою очередь придавал ей особое значение в своей творческой биографии. Театральные отношения Мейерхольда и Блока требуют, однако, специального рассмотрения, и об этом ниже. Здесь же необходимо отметить, что успех «Жизни Человека» в Театре Комиссаржевской был достигнут новаторским постановочным приемом, подсказанным режиссеру его работой над лирической драмой Блока.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: