Социальная программаВ основу своего проекта 1905 года «Союза христианской. политики» Булгаков положил, как Эрн и Свенцицкий, социальную программу левых демократических партий и тем самым радикализировал представления о христианской политике Вл. Соловьева. Даже если Социальные программы этих партий и были составлены представителями внерелигиозной интеллигенции, подчеркивал Булгаков, требования их носят тем не менее религиозный характер. Ибо абсолютный нравственный идеал заключается в борьбе во имя пролетариата и за его человеческое достоинство. Вообще, по мнению Булгакова, «христианская политика» может осуществляться лучше атеистами, которые, пусть и бессознательно, защищают истинно христианские принципы, чем представителями духовенства, которые следуют лишь интересам своего сословия или стремятся к клерикальному государству и к государственной церкви. «Христианская политика» отнюдь не означает для Булгакова клерикализма. Пример немецкой католической партии Центра он решительно отклонял — речь не может идти об интересах определенной церкви и какого-то одного вероисповедания. «Христианская политика» «универсальна», она устремлена прежде всего к полному освобождению человека и не признает отличий ни национальных, ни конфессиональных. Имея в виду рабочих, Булгаков требовал «христианской политики», независимой от интересов церковных кругов и ориентированной на идеи Маркса и Лассаля. Социализм и коллективизм, как и прежде, представляются бывшему марксисту единственным путем переделки капиталистического мира; они для него основы, на которых строится «христианская политика».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: